// Компания получила патент на использование смайлика
Российский оператор мобильной рекламы "Суперфон" все-таки получил свидетельство Роспатента на товарный знак в виде смайлика. Ранее компания обещала потребовать компенсацию с тех, кто использует ее марку, в том числе с социальной сети "Одноклассники" (см. "Ъ" от 11 декабря 2008 года). По мнению юристов, "Суперфон" сможет взыскивать деньги с компаний, например, использующих изображение смайлика в рекламе. Пользователям интернета такие претензии не грозят.
ООО "Суперфон", которое специализируется на размещении рекламы в мобильных телефонах, получило свидетельство Роспатента на товарный знак в виде смайлика, рассказал "Ъ" президент компании Олег Тетерин. Информация о том, что "Суперфон" получил соответствующий патент, опубликована на сайте Роспатента. Смайлики — это общепринятые наборы символов, которые изображают эмоции. К примеру, смайлик



Ранее Олег Тетерин утверждал, что знаки


В декабре, сразу после выхода статьи в "Ъ" о том, что Роспатент принял решение о регистрации товарного знака в виде смайлика, его представитель заявил через СМИ, что смайлик нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака. В интервью агентству "РИА Новости" представитель ведомства сообщил, что смайлик не способен "индивидуализировать производителя и не может выполнять функцию товарного знака", поэтому не может быть зарегистрирован в качестве товарного знака на основании статьи 1483 Гражданского кодекса РФ. Президент "Одноклассники.ру" Никита Шерман говорил, что "вряд ли в России найдется дебил, который заплатит "Суперфону" за использование смайликов". А бывший директор по развитию широкополосного доступа в интернет "Вымпелкома" Александр Малис утверждал, что его компания не будет платить из принципа.
Партнер юридической компании Salans Виктор Наумов признает, что решение Роспатента дает исключительные права на смайлик "Суперфону". "Если зарегистрированный товарный знак будет использоваться для индивидуализации какой-либо услуги, то "Суперфон" сможет предъявить претензии. В частности, речь идет об использовании смайликов в рекламе",— рассказал господин Наумов. Он отметил, что нарушителей прав в судебном порядке могут обязать удалить товарный знак, использующий смайлик, возместить ущерб или выплатить компенсацию в размере до 5 млн руб. Господин Наумов считает, что физических лиц это не коснется — они могут беспрепятственно использовать смайлики и дальше. "Что касается претензий в адрес сети "Одноклассники.ру", у которой есть услуга платных смайликов, то теоретически это сделать можно. Но вряд ли чего-то удастся добиться в суде, ведь надо будет доказать схожесть смайликов в "Одноклассниках" и товарного знака "Суперфона"",— объяснил господин Наумов. Эксперты вспоминают, что смайлики, в частности, используются на картах оплаты "Корбины Телеком", а также в наружной рекламе Nestle и "Макдоналдса".
Это не первая попытка получить права на смайлики. В ноябре 2005 года немецкая компания Siemens защитила в городском суде Санкт-Петербурга право использовать смайлики в своих сотовых телефонах. Суд отменил предыдущее решение суда Октябрьского района, который удовлетворил иск "изобретателя смайликов" военного пенсионера Виктора Петрова.
*** Газета «Коммерсантъ» № 84(4139) от 14.05.2009.