Приветствую любителей и ценителей пейнтбола! Будет очень много слов, поделенные на пункты. Написал все после игры, так что могут быть очевидные повторы, но вот акк активировали только сегодня, хотя регистрировался в четверг. Видимо, из-за запарки с игрой.
Играл я на мероприятии такого маштаба впервые, и играл в этом году впервые после большого перерыва, за который успел и жирком чуть заплыть, и сноровку подрастерять. Планировал приехать пораньше, чтобы успеть побродить по территории, и понять, что к чему. Но, прибыл на полчаса позже, пока прошел регистрацию, пока переоделся, пока нашел своей номерок, которые я "посеял" среди вещей, пока пришел на респ и подготовился, пока нашел стимпаки (об этом отдельно), пока метался в поисках судьи с хроном, то к моменту сигнала 1 минута до старта я только лишь заканчивал надевать перчатки.
Оплачивал 1 числа поздним вечером, тогда за синих заявок было заметно меньше, их и выбрал. Об игре случайно узнал в магазине AGP утром, где чел покупал себе штаны драксы и смотрел, чтобы там не было на них красной жопы как у макаки, есть такая модель. Распечатал заявку без указания стороны, и когда стоял на регистрацию, то человек за 5 до меня услышал, что синие закончились. Когда меня спросила девушка, за какую стороны, я ответил, что выбирал синих, но оставляю на усмотрение организаторов, за какую стороны сейчас меньше игроков, за тех и пойду. Так что меня записали в красные.
1. Инфраструктура. Это вечная тема, была есть и будет, что для кого-то больше столов, даже отапливаемые шатры и другие блага цивилизации для синих, а кому-то топать на дальний респ, где дела обстоят совсем по другому. Маневры не проводятся на постоянной основе, чтобы создать две равноудаленные и равнооборудованные базы. В то время как команды у красных могли занять стол, на котором оставляли только нужное оборудование, а остальные вещи были в машине у некоторых, то прокат все ставил на стол, и вот им места не хватало. Была бы сухая земля, можно было бы сумки-рюкзаки под стол ставить.
2. Воздух: или без очереди, или от силы 30 сек ожидания.
Шары: покупай не хочу, призадумавшись, взял зимние ProShar.
Салфетки: если кто писал, что их было море, так, видимо, их за вашим столом стояла несколько пачек. Я был за столом с прокатом, и им не хватало, быстро ушли.
Стимпаки: долго кружил, расспрашивал людей, откуда ленту взяли, все куда-то показывали, но где обматывают, я не видел, даже услышал, что уже закончились. В итоге, спросив у представителя от организаторов, узнал, что за столиком у генерала. Туда я и пошел, там и захватил. Потом я еще неоднократно приходил, брал ленту и салфетки. Все это дело бы заранее ставить на столы, чтобы люди не бегали и не искали.
Обед: взял себе только после двух часов, не хотел облениться раньше времени, но зря думал, так как он был вполне не грузящим желудок. Разве что плов был заметно остывший, так что я его ел запивая горячим чаем, а вот с пивом прокол вышел, поскольку кеги стояли на земле, то оно оказалось просто ледяным. Не знаю, если у синих с разливным пивом ситуация была другая.
3. Квесты. Уже обговаривалось, что можно быть лучше в тактике, но если не квестят люди, то и очков нет для уверенной победы. Сам вот отстреляв основную часть шаров, решил, что имея лишь шаров 150 в фидере, стоит заняться изучением дальних мест, и стрелять уже наверняка. Так вот я пошел вдоль границы, помеченной ленточкой, так вот я и набрел на точку квестовиков (один с помпой, и мальчик с электроникой), и вот там с дерева я получил квест на 5 очков и побежал с ним в штаб. Перейти ручей у красных в том месте та еще задача, не везде можно найти безопасный переход, чтобы не провалиться и не замочить ноги. Откликнулся на призыв после 3 часов о том, что нужны люди на квест, 4 человека. С этим вышла непонятка, часть задания я выслушал, задал уточняющие вопросы, часть услышали другие. Нужно было лишь прибежать к квестовику и забрать задание. Поскольку я уже знал, где они, то задание представлялось легким. Жду, когда появится четвертый, узнаю у ребят, что четвертый на месте, и ждет нас троих. Вот мы и выдвинулись. Кто видел бегающую троицу по лесу без маркеров - это были мы. NPC на их точке не было, наши ребята направили нас дальше. Несколько раз спрашивали, если мы из проката, так как им для чего-то нужен был именно прокат. Нашли наконец-то квестовика, еще и синий подошел с вопросами, кто такие и зачем пришли. Выяснилось, что мы пришли не туда. И тут один вспоминает, что было сказано что-то про бассейн. Побежали в указанную стороны. Спросили у судьи, он был не в курсе, где бассейн, но вытащил карту и показал, где мы сейчас. В итоге, бы добрели на бассейн по подсказке, что он ниже базы синих. Смотрели в окна, прошлись там, не могли понять, как зайти внутрь, как видим, что из центра выходят синие, и красные во главе с неким лицом с клоунским носом на маске. Выясняем, что мы долго шли, и квест уже выполняется. Поползли обратно на базу, обсуждая, что мы думаем о расположении квеста в бассейне, и сколько времени синим до него идти, и сколько красным до него бежать. Уже не буду в даваться в подробности, но к самому концу игры я еще и 2 очка принес. Мелочь, но приятно.
4. Активность. Из того, что я заметил за то время, пока находился на поле: первый старт красных был каким-то вялым. Я привык, что толпа людей стоит за линией, настроенные на стремительный бросок и захват ключевых точек, и рвущихся в бой, а тут часть побежала трусцой, часть задержалась, думаю, куда им податься, а часть вообще все еще была на респе и ковырялась с маркерами, или были заняты еще чем-то.
Зашел в здание, обнаружил там каток на полу, благо лестницы не были обледенелыми, и уже после обеда подтаяло все, и был слой воды со льдом, но уже не так скользко. Как и всегда, кто-то встанет в начале, и за ним образовывается пробка. Бегал от лестницы к лестнице, передавал людям, что творится. Я не являюсь выдающимся игроком, но, ребята, посмотрите хоть одно видео о том, как нужно работать на лестнице, как подниматься, как спускаться. На средней лестнице затор, работали снайпера, люди не могут пройти. Занял место очередного выбитого на второй лестнице со стороны красных, увидел, кто нас валит, объяснил, где он справа, и где линия поражения, и где тот маленький просвет, в который он выглядывает. Нет, все равно люди вставали на место, где рейдер косил их, а они его не успевали увидеть. Забавно было, когда я сидел на лестнице, и дуэлился с тем снайпером, и несмотря на мои предупреждения, люди лезли вперед и стреляли в коридор. Один такой стоял секунд 30 в полный рост, но лишь потому, что я стрелял у него между ног, если так можно выразиться, точнее даже, ствол был у него между ног на уровне колен. Я подавлял снайпера и просил человека сдать назад чуть, пока его не сняли уже, хотя должны были это сделать еще в первые 5 секунд, если бы я не держал позицию. В итоге, когда я сообщил, что снайпер уже не показывается с минуту, значит или я его снял в итоге, или он сменил точку, было решено рвануть вперед до стенки. Все это время я говорил, кого видел в просвете, кто куда двигался. Сказал, что судя по теням, слева держит лестницу 1-2 человека, так что я иду на размен, если что, и сразу за мной народ чтобы выдвигался, и только я хотел сделать бросок вперед, как появился судья, и объявил, что второй этаж не игровой из-за дыма.
География менялась. То красные уверено держали и первый, и второй этаж, то вдруг позиции сдавались. В то время, пока я был в здании, большей частью оно было за нами.
Действительно, примерно за час до игры некоторые люди начали собираться, прокат подустал, кто-то обедал. На респе было больше людей, чем до этого. Вообще, на мой взгляд, на респе красных все время было больше людей, чем следовало бы, словно не играть пришли, а чем-то еще заниматься, и иногда выходить на поле.
Когда я принес 2 очка, то узнал, что осталось буквально 5 минут до конца игры. Рванул в здание, которое красные отбирали обратно у синих, потому как к концу игры вообще выход с респа красных заливался синими с окна второго этажа. Итого, забегаю внутрь, вижу, что народ застрял перед входом в большую комнату, в проходе стояли двое с щитами, остальные жались по бокам больше. Стал кричать, что до конца игры всего пару минут, и надо бы поднажать для последнего рывка. Присел за щитами, стал кричать, чтобы они оторвались и вперед, вперед, и заливать проход. В общем, воодушевил, как мог, и ребята рванули вперед. Я от них отошел и пошел работать на второй этаж. Спокойно дошел до конца здания, и там уже поднялся судья и объявил о конце игры. К чему это все? Если атаковать так всегда, то не будет этих постоянных пробок, когда 1-3 человека держать группу в 15-20 человек перед проходом или поворотом.
К сожалению, если это не команда, то не наблюдается понимания, если только не объяснить хорошенько, что, например, я продвигаюсь вперед и не даю высунуться, а за мной идут по другой стороне, и готовятся поразить противника, который не ожидает такого расклада. Ну, и похоже, не очень люди знакомы с тактикой размена, но это лишь мое субъективное мнение с учетом тех ситуаций, в которые я попал. Иметь стимпаки и не рисковать - да как это?!
5. Поражения, маклауды, броня, стрельба в спину. Был поражен с брони, поднял руку и пошел на респ, так мне потом прилетело пару шаров в спину и пятую точку. Неприятно, но, всякое бывает, сначала стреляем, потом думаем. Я вот тоже у стены-кладки у лестницы пристроился, высунулся, дал пару выстрелов по увиденной макушке, и пригнулся, снова высунулся, и увидел, что это оператор присел и видео снимал.
В здании было дело, девушка боялась выйти, чтобы не то, что синие, чтобы свои не нашпиговали. Сказал ей, чтобы поставила руку на голову, и шла по стеночке, а не в проходе, и тогда вряд ли ее заденут (имелось в виду не сильно, пара шаров в проходах это всегда нормально). Та же описанная ситуация с рейдером-снайпером на лестнице. Не знаю, то ли я в конце концов вышел победителем из дуэли (тут всегда говорю прокату, что электроника дает определенное преимущество, но есть ситуации и ближние дистанции, когда очередь идет мимо, а 2-3 шара с механики бьют в цель, так что тут зависит от игрока уже), поскольку я не так сильно высовывался, как он, то ли он обнаружил наконец-то расколы, которые не видел до этого, то ли стимпаки кончились, если были, тут сложно сказать. Я сам вставал со своего места 2 раза за дуэль, ребята говорили, что нет раскола, и садился обратно, и спускался вниз в тыл, чтобы стимпак использовать. Например, на лестнице синий игрок высунул ствол, в который я тут же всадил шар, поскольку с расстояния в 2 метра сложно промахнуться, а потом и в кончик фидера всадил, и кричал, чтобы тот маркер проверил, но человек не уходил какое-то время, и маркер так и высоввался из-за угла, и хотелось по старой привычке рвануть вперед, и схватившись за ствол крикнуть человеку глядя глаза в глаза АУТ !!!. Тут спорная ситуация, он мог не слышать и не понимать, он мог просто не замечать расколы справа, если держал маркер у стены, а сам смотрел с левой стороны, ведь это частое явление, когда люди такие следы не замечают.
Были и перестрелки со второго этажа, когда противника заливали, и вроде же попадало по макушке и по плечам, но они упорно сидели за фигурами. Тут нельзя 100% сказать, что это были маклауды, поскольку с того расстояния, и при уже чуть подпотевшей маски не видно было, да и человек мог не замечать. Сколько видел примеров, когда человек на адреналине не замечал явных поражений. Пару раз мне судья показывали поражения, которые я не видел, на локте, или на плече. Маркер я имею привычку периодически повертеть и осмотреть, вдруг было где попадание.
Была отдельная ситуация в лесу, когда я снова пошел гулять по краю карты и искать квестовиков, и дошли мы разрозненно до железного забора. Там чуть застряли, сообщая друг другу, за какими деревьями противник находится, и перестрелка была издалека, поскольку деревьев, за которыми можно было спрятаться, было мало. Один синий отошел назад, я рванул к дереву, растущему прямо у забора, показал своему, где противник засел, попросил его прижать с левой стороны дерева, чтобы я рванул вперед и снял его справа, так и сказал, что я иду на размен, а то застряли все, а у меня с механики уже был сильный разброс, чтобы его уверено достать. Так и сделали, но он высунулся справа, и уже пошла буквально мимолетная дуэль между нами, где явно было у него преимущество. Я услышал попадание в маску, по инерции еще пару выстрелов, добежал до худенького дерева еще пару метров, встал боком, на себе ничего не заметил, а осмотреть мой грилль было некому, вспомнил про совет на форуме объявить себе нейтральным через покачивание руки. Синий был на нервах, когда я вышел к нему, со словами, что я же пораженный, в маску вот, а сам продолжал еще двигаться и подавлять его стрельбой, так что его сбоку сняли. Объяснил, что слышал попадание, но не был уверен в поражении, поэтому добежал до дерева, чтобы объявить себя нейтральным и попросить проверить. Игрок понял, что я не специально, просто так сложилась игровая ситуация, он сразу спустил пар, видя что я спокоен и всего лишь пытаюсь объяснить ситуация, пожали друг другу руки и спокойно разошлись. Вот таким должен быть пейнтбол! Это игра, а не место для разборок. Когда противники спокойно решают вопросы на поле, то и судьи не особо в таком месте нужны. Скорее, для проверки неявных расколов.
6. Судейство. Был момент, когда или я не понял судью, оставляю место для этого, или же он ошибочно объявил меня пораженным, когда я попросил его сказать, если есть поражение на маске, а я еще переспросил, поскольку на расстоянии его не было слышно. На респе увидел, что раскола нет, так обычные брызги, которые даже с нескольких метров ну никак нельзя принять за раскол. Были моменты, когда судья заходил в нашу часть в здании, смотрел пару секунд, и показывал кому на локоть, кому на маркер и т.д. В общем, всякие неявные следы поражения, которые в напряге можно не заметить.
Да, по истории с квестами было ясно, что не все судьи владели полной информации, но ведь это не входит в их обязанности, они могут вообще не отвечать. Им сказали, за кем какая территория закреплена, вот они на том участке и работали. Я не могу с полной уверенностью утверждать, что кто-то отработал явно очень плохо, поскольку всегда может быть нечто такое, о чем мы не знаем, чего не видели. Я был и полевым судьей, и старшим судьей на тактических турнирах, и полевым давал замечания по их работе, и на видео потом видел и их, и свои ошибки. Одно дело смотреть со стороны, другое дело самому выполнять эту работу.
Были непонятки с задымленным зданием. Была ситуации, когда я хочу от респа красных войти в здание, а судья говорит, что оно не игровое, иду к толпе не угол здания, а меня останавливают, поскольку из окна работает синий, тут же вопрос к судье, как же так??? Он не покидает свое место, оно и понятно, ему нужно наблюдать за скопление группы в 20 человек, а не бежать и искать где там и кто спрятался в здании. Я просто отошел, и крикнул несколько раз, что здание неигровое, и ближайшие красные оттуда вышли. Если кто и был синий с нашей стороны, то, конечно же, они остались, поскольку были не в курсе. Я бы отсудил какое-то мероприятие. Думаю, потом все бы писали про судью, который быстро двигался и не боялся залезть в гущу событий, чтобы вытащить нескольких разукрашенных. Просто по мне, если не заниматься этим, то начинаешь скучать и халтурить, а потом и жалобы на форуме идут на судей. Опыт имеется, попаданий не боюсь, одно время вообще занимался видео и снимал людей крупными планами на передовой, а не с пары метров в безопасной зоне. Вот игроки выкладывают фото со своими тушками в синяках, а фото судей где? )))
Судья может быть 100500 раз не прав. Но на поле игрок подчиняется решениям судьи. Если судья был не прав, то с ним должен разговаривать старший судья. Не стоит вступать в перепалку, нервничать, отвлекать его от игры. Физический контакт - это вообще нонсенс!
6. Координация. Есть же рации у команд, есть же обмен информацией. Так почему не объявлять об этом громко, почему не координировать действия? Почему на лестнице стоят двое, и пройти не могут своими силами, и я спускаюсь вниз, и кричу, что срочно нужно наверх несколько человек, так как в пробке явно есть лишние людей, а это обычно может быть человек 10-15, которые просто стоят и смотрят в окна. Почему я не слышал указания, что в таком то месте на таком то фланге нужна помощь, по рации срочно запросили, кто свободен, срочно туда все? Я по стилю больше свободный игрок, но, если требуется, то по ситуации, на месте, я пытаюсь организовать людей к правильным действиям, поскольку это не дело, когда двое по бокам перестреливаются, а сзади стоит человек 10 и не знает, чем бы им заняться.
Будет только в плюс, если один человек услышав информацию от судьи или сокомандника, громко ее продублирует, а потом и следующие игроки. Рявкнет так судья один раз, что второй этаж неигровой, так пусть новость за несколько секунд по всему этажу разлетится. Аналогично, я привык к правилу, если услышал команду Стоп Игра, то громко кричишь, чтобы все были в курсе, и никто не остался где-то в засаде сидеть и скучать.
7. Общий ход игры. Такое было впервые, и мне очень понравилось. Я привык, что если поразили, ты топаешь на респ, откуда тебя выпускают каждые 15 минут, и когда ты в мыле прибегаешь, и слышишь, что окно выхода закрывается через 1 минуты, то просто находишь в себе сверхспособность затереться, почистить маску, вытереть лицо от пота, засыпать шаров, если нужноб или просто схватить неполный пакет, и выскочить за линию. А тут была просто благодать.
Стимпак использовал, остаешься на поле. Если попали в голову или 2 раскола, то спокойно пошел на базу, без суеты почистился, и снова на поле. Проголодался? В любое время взял обед без очередей и подкрепился. Я всеми руками и ногами за такой формат!!! Не нужно делить игру на миссии, не нужно делать перерывы и потом собирать игроков. Все четко можно делать по регламенту: дали старт, объявили о конце игры. Впрочем, я играл до этого в небольших сценарках, человек на 60-80 с нелинейным сюжетом, когда все развивалось по типу если красные выполнили такую-то задачу, то тогда дальше вот это, а если синие ее выполнили, то тогда все пойдет вот так, а если никто не выполнил, ну тогда третий вариант.
8. Квесты, миссии, и игровое наполнение. Я читал форум, читал про сценарий, про разные детали перед игрой, но мне это мало помогло. Почти до конца игры таскал складной зонтик в кармане, так и не пригодился. Другое дело, что я уже вполне знаю большую часть поля, и в другой раз я могу и играть по-другому. Чего бы хотелось видеть не только на следующем Фолауте, а вообще на сценарках: при регистрации каждому дают мини-карту и памятку что можно делать в игре и основные правила. Уверен, количество выполненных квестов увеличится и разговоры про маклаудов уменьшатся. Ведь есть неосознанная игра в пораженном состоянии, а есть неискоренимые маклауды, и с ними никак нельзя бороться, разве что только куча подтвержденных свидетельств и отказ человеку в игре в дальнейших мероприятиях. Хотелось бы карты формата А3, и минимум 2 больших баннера с детальной картой на респе, один из которых у выхода для финальной координации что делать и куда бежать. Ведь это же большой труд оргов все придумать и сделать, так почему бы не принять шаги к тому, чтобы результаты этого труда были использованы по максимуму.
Памятки! Каждому судье памятку, чем они хуже игроков! Есть недовольство решением судьи? Без скандалов признал себя пораженным, достал, нашел нужный пункт, показал судье свой жест несогласия, и ушел. Громкоговорители у некоторых судей были бы отличным подспорьем, если можно с маской использовать не нарушая технику безопасности.
9. Можно всегда и после каждый игры писать о недостатках и изъянах, жаловаться на явный дизбаланс, но не стоит забывать, что даже откровенно плохо прошедшая игра - это тоже организация. Сам в этом принимал участие, и знаю, какой это неблагодарный труд. Эта игра прошла на ура!
10. Небольшие мелочи, которые улучшают игру. Про громкоговорители, карты, памятки, баннеры уже писал. Наличие технической воды, тряпок для протирки. Почем только салфетки? Я вот с собой в кармане таскал заранее запасенную тряпку из микрофибры, ею и затирался. Есть же для машин такие, дубовые, когда сухие, но если смочить, то отлично стирают краску, и служат они очень долго.
На построение красных выслушал речь нашего генерала, первый пожал ему руку, и ребята поддержали традицию, к которой я уже привык:
-Пейнтбол рулит!
-Ура! Ура! Ура
(повторить 3 раза)
Но в оригинале звучит так, громко, протяжно, на одном выдохе:
-Пейнтбол... (и тут уже игроки продолжают) рулит! (3 раза)
Кто прочел до конца - молодец. Я такие посты легко читаю, начал с того, что за несколько часов в 10 лет не отрываясь прочел книгу Толкиена "Хоббит, или Туда и Обратно".